| 
 Новые разработки статических преобразователей для электровозов переменного и постоянного токаОАО «Электровыпрямитель» является ведущим производителем преобразовательной техники для железнодорожного транспорта в России. Производство этой продукции было начато на предприятии еще в 60*х годах прошлого века. Сегодня на предприятии ведется разработка и освоение новых типов преобразователей для электроподвижного состава, в частности, для модернизации электровозов постоянного и переменного тока были разработаны и изготовлены многоканальные статические преобразователи М-ПП-200М
и М-ОМП-3500. Преобразователи выполнены на современной элементной базе с использованием силовых полупроводниковых приборов собственного производства. Для модернизации электровозов постоянного тока ВЛ-10 разработан преобразователь М-ПП-200М, предназначенный для преобразования постоянного напряжения 3 кВ контактной сети в многоканальную систему напряжений для плавного пуска и регулирования оборотов асинхронных двигателей вентиляторов и компрессоров, питания цепей управления, заряда аккумуляторной батареи, питания обмоток возбуждения тяговых двигателей в режиме рекуперации, питания кондиционеров и обогревателей кабин машиниста. Структурная схема преобразователя М-ПП-200М приведена на рис. 1. Конструктивно М-ПП-200М состоит из шкафа с двухсторонним обслуживанием.  Рис. 1. Структурная схема преобразователя М-ПП-200М
 С одной стороны шкафа расположены высоковольтные входные блоки преобразователя (рис. 2а), а с другой — низковольтные выходные блоки (рис. 2б).  Рис. 2. Виды преобразователя М-ПП-200М со стороны высоковольтных (а) и низковольтных (б) блоков
 Входная высоковольтная часть обеспечивает преобразование напряжения контактной сети 3 кВ в стабилизированное напряжение 530 В и состоит из пяти блоков высоковольтных преобразователей БВП-40Н, десяти потенциалоразделяющих трансформаторов, пяти блоков выпрямителя БВ-40, блока питания цепей автоматики БП-1.3 и платы управления. Выходная низковольтная часть состоит из пяти унифицированных независимых блоков трехфазных инверторов БТИ-50М, блока инвертора БИ-45, согласующего трансформатора, блока выпрямителя и заряда БВЗ-45, а также блока питания цепей автоматики БП-1.3 и блока возбуждения БВ-30, которые обеспечивают питание вспомогательного электрооборудвания электровоза.  Рис. 3. Блок БВП-40Н
 Блок БВП-40Н (рис. 3) преобразует изменяющееся постоянное входное напряжение в два переменных стабилизированных напряжения прямоугольной формы для питания двух потенциалоразделяющих трансформаторов (рис. 4). Блок комплектуется специально разработанными IGBT-модулями с напряжением изоляции 13 кВ (рис. 5).  Рис. 4. Потенциалоразделяющий трансформатор
  Рис. 5. Высоковольтный IGBT-модуль
 Блок БВ-40 выполнен по схеме двух мостовых выпрямителей, соединенных на выходе параллельно, и предназначен для выпрямления переменного напряжения прямоугольной формы в постоянное напряжение промежуточной шины питания 530 В. Блок БП-1.3 (рис. 6) преобразует изменяющееся входное постоянное напряжение в стабилизированное постоянное напряжение для питания цепей автоматики преобразователя.  Рис. 6. Блок БП-1.3
 Блок БТИ-50М предназначен для преобразования постоянного напряжения в частотно-регулируемое трехфазное переменное для питания асинхронных двигателей приводов вентиляторов, компрессоров и других нагрузок. Блок является универсальным и может обеспечивать регулируемое выходное напряжение в диапазоне 35–380 В с частотой 5–50 Гц или нерегулируемое напряжение 220/380 В с частотой 50 Гц. Блок БИ-45 преобразует постоянное напряжение в переменное прямоугольной формы для питания согласующего трансформатора. Блок БВЗ-45 состоит из трех независимых выпрямителей и предназначен для выпрямления переменных напряжений прямоугольной формы в постоянные напряжения для блока возбуждения БВ-30, заряда аккумуляторной батареи и питания цепей автоматики электровоза. Блок БВ-30 (рис. 7) преобразует постоянное напряжение в регулируемый по величине ток для питания обмоток возбуждения тяговых двигателей в режиме рекуперативного торможения.  Рис. 7. Блок БВ-30
 Основные параметры преобразователя М-ПП-200М приведены в таблице 1. Таблица 1 
    | Наименование параметра | Значение параметра |  
    | Входные параметры преобразователя |  
    | Номинальное входное постоянное напряжение, В | 3000 |  
    | Диапазон изменения входного напряжения, В | 2200-4000 |  
    | Мощность, кВт | 200 |  
    | КПД при номинальной нагрузке, %, не менее | 92 |  
    | Выходные параметры преобразователя |  
    | Канал 1…4 (питание асинхронных электродвигателей): |  
    | Линейное напряжение, В эфф. | 125-380 |  
    | Число фаз | 3 |  
    | Частота, Гц | 15-50 |  
    | Выходная мощность, кВА | 50 |  
    | Канал 5 (питание кондиционера и печей обогрева кабин машиниста): |  
    | Линейное напряжение, В эфф. | 220-242 |  
    | Число фаз | 1 |  
    | Частота, Гц | 50 |  
    | Выходная мощность, кВА | 10 |  
    | Канал 6 (цепи автоматики): |  
    | Постоянное напряжение, В эфф. | 50 |  
    | Выходная мощность, кВт | 8 |  
    | Канал 7 (заряд аккумулятора): |  
    | Линейное напряжение, В эфф. | 30-74 |  
    | Выходная мощность, кВт | 5 |  
    | Канал 8 (питание обмоток возбуждения тяговых электродвигателей): |  
    | Ток возбуждения, А | 50-800 |  
    | Выходная мощность, кВт | 30 |  Применение М-ПП-200М позволяет отказаться от электромашинных генераторов, заменить высоковольтные коллекторные двигатели вентилятора и компрессоров низковольтными асинхронными двигателями, и тем самым повысить надежность работы вспомогательного оборудования, снизить уровень шумов и расход электроэнергии за счет частотного регулирования. Преобразователь М-ПП-200М, в составе электровоза ВЛ10П прошел испытания на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в г. Щербинке. Произведена опытная эксплуатация электровоза с данным преобразователем в локомотивном депо Златоуст в горной местности в условиях изменения напряжения в контактной сети. Пробег электровоза перед началом приемочных испытаний составил 5574 км. Для грузопассажирских электровозов переменного тока ВЛ40П ОАО «Электровыпрямитель» разработан другой многоканальный преобразователь — М-ОМП-3500. Этот преобразователь служит для питания тягового электропривода и цепей собственных нужд электровоза. Структурная схема преобразователя М-ОМП-3500 приведена на рис. 8.  Рис. 8. Структурная схема преобразователя М-ОМП-3500
 Преобразователь состоит из выпрямителя В-ОПП-3200 (рис. 9а), двух шкафов преобразователей частоты ШПЧ-150 (рис. 9б), трех блоков питания и двух сглаживающих реакторов.  Рис. 9. Выпрямитель В-ОПП-3200 и шкаф ШПЧ-150
 B-ОПП-3200 представляет собой четырехканальный регулируемый тиристорный выпрямитель для многозонного ступенчатого регулирования напряжения питания четырех коллекторных тяговых двигателей. Питание выпрямителя осуществляется от специальных обмоток тягового трансформатора. ШПЧ-150 предназначены для питания асинхронных двигателей вентиляторов, компрессоров и маслонасоса электровоза ВЛ-40П. Каждый шкаф состоит из трех унифицированных независимых блоков трехфазных инверторов БТИ-50М по 50 кВА каждый и стабилизированного блока выпрямителя БВ-150. Питание всех БТИ-50М осуществляется от обмотки собственных нужд тягового трансформатора через блок БВ-150 с выходным напряжением 530 В постоянного тока. Параметры выпрямителя В-ОПП-3200 и шкафа ШПЧ-150 приведены в таблице 2. Таблица 2 
    | Наименование параметра | Значение |  
    | Выпрямитель В-ОПП-3200 |  |  
    | Входное напряжение, В | 150-1220 |  
    | Выходное напряжение, В | 50-1100 |  
    | Выходной ток канала, А | 880 |  
    | Количество каналов | 4 |  
    | Частота входного напряжения, Гц | 50 |  
    | Число фаз сети | 1 |  
    | Шкаф преобразователей частоты ШПЧ*150 |  |  
    | Входное напряжение, В | 380 |  
    | Количество каналов шкафа | 3 |  
    | Число фаз каждого канала | 3 |  
    | Выходное номинальное линейное напряжение каждого канала, (действующее значение первой гармоники), В | 380 |  
    | Диапазон изменения частоты выходного напряжения каждого канала, Гц | 15-50 |  
    | Максимальная мощность каждого канала, кВА | 50 |  
    | Суммарная мощность каналов, кВА | 150 |  
    | Коэффициент мощности нагрузки по каждому из каналов при номинальной нагрузке двигателя, не менее | 0.87 |  Применение В-ОПП-3200 позволяет отказаться от коммутационного и реакторного оборудования, повышает тягово-энергетические показатели электровоза в целом и дает экономию электроэнергии по сравнению с электровозом ВЛ-80С порядка 7–11%. Использование двух ШПЧ-150 в электровозе ВЛ-40П снижает расход электроэнергии на собственные нужды электровоза, увеличивает ресурс вспомогательных машин и исключает из схемы электровоза электромашинный фазорасщепитель, что в конечном итоге сокращает затраты на обслуживание и ремонт электровоза. Электровоз ВЛ40П с преобразователем М-ОМП-3500 прошел тягово-энергетические испытания на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в г.Щербинке. Суммарный пробег восьми электровозов, укомплектованных этими преобразователями, к настоящему времени составляет более 850 тыс. км. В настоящее время на предприятии ведутся разработки многоканальных статических преобразователей для отечественных локомотивов нового поколения. Виталий Суслов, Александр Живечков,Олег Арискин, Георгий Шестоперов
 
 
 |